Первый номер — сайт о футбольных вратарях.
Collage1Collage2Collage2
Навигация
Вратари РФПЛ
Российские голкиперы
Российские легенды
Иностранные голкиперы
Иностранные легенды

Футбольные школы
Школа вратарей

Админцентр
Опрос
Кого из вратарей Вы считаете сильнейшим
Джанлуиджи Буффон
Пeтeр Шмeйxeль
Икeр Касильяс
Оливeр Кан
Хосe Луиc Чилавeрт
Вальтeр Джeнга
Эдвин Ван дeр Сар
Пeтр Чex
Мишeль Прюдомм
Клаудио Андрe Таффарeл
Рекламка
Теги
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Карта сайта
ВАЛЕРИЙ ГАЗЗАЕВ: ШКОЛОЙ БЫЛ ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ

ВАЛЕРИЙ ГАЗЗАЕВ: ШКОЛОЙ БЫЛ ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛЗаслуженный тренер России, «Тренер года» по версии ФИФА сезона - 2004/05 Валерий Газзаев - всегда любопытный собеседник. Разговор о детском футболе был интересен самому Валерию Георгиевичу.

- Валерий Георгиевич, для вас футбол с чего начался?

- Он был единственной доступной игрой моего поколения. Мяч гоняли все: и дети, и взрослые. Играли по восемь часов в день, с небольшими перерывами, чтобы перекусить бутербродом. И опять в бой.

В моем городе, на базе горно-металлургического института, была небольшая футбольная площадка, там со всего города собиралось по 15-20 команд. Играли 4x4 - дворовый «дыр-дыр». Приходили даже игроки из команды мастеров «Спартак» (Орджоникидзе). Сидели, ожидая очереди. Наш дворовый футбол был настолько силен, что они не могли выиграть. Все выдающиеся игроки советского, российского и мирового футбола вышли из дворового футбола, в котором ежедневно оттачивались техника, смекалка, физическая подготовка.

Много смотрю и интересуюсь детским футболом. На занятиях часто слышишь от наставника замечания в адрес ребенка: «Не водись, отдай мяч» и т.?д. У детей пропадает инициатива. Так нельзя. Ребенка надо раскрепостить, чтобы раскрыть талант. Увы, дворовый футбол умер.

- Чем отличается советская подготовка детей от нынешней?

- Все строилось на уважении к тренеру, на любви ребенка к футболу. Самовыражение и талант игрока, его самобытность выходили на первый план.

- По каким критериям шел отбор игроков в команду мастеров?

- В чемпионате СССР фактически играли национальные сборные республик: «Динамо» (Киев) - сборная Украины, «Динамо» (Тбилиси) - сборная Грузии, «Арарат» (Ереван) - сборная Армении. Мощно смотрелись московские коллективы: «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Торпедо». В каждой команде - бешеная конкуренция. Попасть даже в дубль, не говоря уже об основе, очень сложно, на весь Союз - 16 команд (в высшей лиге. - С). Никто из игроков за границу не уезжал. Нужно было обладать множеством качеств, чтобы попасть в команду. Например, только техничный, быстрый, результативный форвард мог на что-то рассчитывать.

Сегодня ярких, неординарных личностей, как Месси или Роналдо, немного. В отличие от времен Марадоны и Платини. Потому что тогда игроки выходили из дворового футбола. Ныне футбол стал быстрее, динамичнее, антропология игроков изменилась. Но возьмите Месси. Он, не обладающий выдающимися данными, творит чудеса. Потому что талантлив и самобытен: в детстве тренеры его не загоняли в рамки.

- Что изменилось?

- Время, идеология, отношения между людьми стали другими. Не дружескими, а партнерскими, то есть коммерческими. В условиях нынешней ситуации надо вспомнить лучшее из советского периода и по уму использовать то, что имеем сегодня.

Вот мы получили возможность провести чемпионат мира. Это же огромная победа. Вы представляете, какой праздник увидят наши мальчишки!

- Валерий Георгиевич, расскажите о первом опыте работы тренером в детской школе «Динамо».

- Откровенно говоря, эта мысль пришла в последние годы футбольной карьеры. Планировал связать жизнь с юриспруденцией, окончил юридический институт. Все изменила игра в полуфинале Кубка кубков с «Рапидом» в Вене. Тренировал «Динамо» тогда Сан Саныч Севидов. После первого тайма, при нашем минимальном преимуществе 1:0, он подошел ко мне и спросил, кого бы я заменил. Назвал футболистов, но тренер ко мне не прислушался. В итоге один из выбранных мной игроков организовал два пенальти в наши ворота. Когда Севидов произвел-таки замены, уже проигрывали 3:1. В финал не попали. После игры Сан Саныч сказал, что мне надо тренировать.

И первые шаги на этом поприще сделал в футбольной школе «Динамо», тренировал самых маленьких в течение полутора лет. Затем поступил в Высшую школу тренеров, диплом которой приравнивался к институтскому образованию.

- Как бы вы посоветовали специалистам выстраивать работу с детской командой?

- Здесь другая философия. К детям в их нежном возрасте нужно относиться с любовью, как к своим.
Со мной в первый год работы тренером приключилась смешная история. На просмотр пришли около ста мальчишек. Я их построил и сказал: «За углом школа хоккейного "Динамо", кто любит клюшки и коньки?» Половина сразу ушла.

- Знаю, что в Осетии задумали создать футбольную академию.

- Под нее разработана мощная программа, выделены земли и средства. Понимаю, что не каждый из ребят станет великим игроком, но умных и порядочных людей из них постараемся воспитать.
Мне довелось посещать футбольную школу «Сент-Этьена», откуда вышли Зидан, Анри. Видно, что работа поставлена на широкую ногу. В ней молодые талантливые игроки со всего мира. Трехразовые занятия в день - практика, теория, игры, хорошее образование, изучение языков. Сейчас у нас пытаются создавать подобные школы, академии. Надеюсь, нечто подобное появится и у нас.

- Кто их должен тренировать?

- Вопрос актуальный. Необходимы квалифицированные кадры и развитая инфраструктура. Самое главное - хорошие турниры. В советское время их хватало, и большая масса детей была вовлечена. Гораздо выгоднее уделять этому внимание, нежели тратить большие деньги на покупку зарубежных игроков.

- Работая тренером команд премьер-лиги, требовали от футбольной школы отдачи?

- Так вопрос не стоял. Школа подчиняется главной команде. Если там перспективный игрок, то его привлекали. Пример - Игорь Акинфеев. Его взял в основу с 16 лет. Потому что видел - талант. Главное тут доверять. В основном тренеры отдают предпочтение более опытным игрокам. Их винить нельзя, от них требуют результат. Молодости же свойственна нестабильность. Но я всегда старался давать молодежи проявить себя. Здесь нужно терпение, тренер должен идти на риск. В 2002 году пришли братья Березуцкие, не так давно появился Щенников. Сегодня они приносят результат.

- Наши детские школы очень зациклены на результате.

- И это неправильно. Есть этапы развития и становления игрока. Задача школы - воспитать игрока для основной команды. Когда эстетика футбола и его суть не прививаются, а на первый план выходит результат любой ценой, это мешает расти игрокам.

- Вы долгое время работали в Киеве. Как там с подготовкой резерва?

- Школа в Киеве всегда была сильной, это большая заслуга Валерия Лобановского. У «Динамо» две академии с очень мощной инфраструктурой. С детьми работают авторитетные специалисты. Молодежная сборная Украины считается одной из лучших в Европе. Не случайно, что недавно она обыграла сборную Голландии.

- Вы рассматриваете вариант возвращения на тренерскую работу?

- В любом случае, моя внутренняя суть - тренерская. Конечно, переживаю. Волнуюсь и за сына, который начал тренерскую деятельность. Постараюсь ему передать все свое умение и навыки, чтобы он стал лучше, чем его отец.


Оплаченная реклама: