Первый номер — сайт о футбольных вратарях.
Collage1Collage2Collage2
Навигация
Вратари РФПЛ
Российские голкиперы
Российские легенды
Иностранные голкиперы
Иностранные легенды

Футбольные школы
Школа вратарей

Админцентр
Опрос
Кого из вратарей Вы считаете сильнейшим
Джанлуиджи Буффон
Пeтeр Шмeйxeль
Икeр Касильяс
Оливeр Кан
Хосe Луиc Чилавeрт
Вальтeр Джeнга
Эдвин Ван дeр Сар
Пeтр Чex
Мишeль Прюдомм
Клаудио Андрe Таффарeл
Рекламка
Теги
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Карта сайта
Психология мышления
Подробное рассмотрение каждого возрастного этапа позволило нам увидеть некоторые закономерности становления мастерства игрока. В этой статье хотелось рассмотреть психологические условия формирования футбольного мышления и, главное, раскрыть динамику повышения мастерства. Любой процесс обучения преследует две основные цели и задачи. С одной стороны, мы даем нашему ученику техническую основу, с другой стороны - мы учим его пониманию и мышлению в игре.

На протяжении шести лет обучения мы отмечаем качественный рост практического и теоретического футбольного образования, но психологическая подготовка молодого футболиста и профессионального игрока предполагает более полный комплект игровых качеств. Мы не будем рассматривать все особенности игрового мышления, но отметим, что это необходимый ежедневный педагогический процесс, который решается тренировочными упражнениями. С одной стороны - обучить и воспитать, с другой - это надежная постановка командной игры и сама игра.

В статье «Мышление» мы достаточно полно рассмотрели этот педагогический процесс и пути его развития. Здесь же хотелось затронуть некоторые психологические моменты процесса при решении технико-тактических задач.

Тактическое мышление - это скорость принятия решений, это синхронность принятия решений группой игроков, это оценка игровых ситуаций и предугадывание развития момента. А ежедневная работа над реальными ситуациями способствует постоянному росту и созреванию футбольного интеллекта. Только постоянные решения задач моделируют особенности мышления игроков, которое развивается в процессе игровой деятельности.

В работе с молодыми футболистами, когда показ конкретизирован, а мышление предметно, мы подбирали целенаправленные упражнения, соответствующие уровню обучающихся. Если сравнить мышление детей 12-13 лет, то заметим, что им недоступно решение игровых задач в нескольких вариантах, поэтому тактическая подготовка должна носить более конкретный характер. В группах совершенствования игроки стремятся к анализу, к мобилизации физических и моральных сил, где необходим достаточный запас ребят, здесь требуется принципиально другой подход в подготовке. Опять посмотрим на другие спортивные игры. Во-первых, все они проходят в относительно постоянных условиях, во-вторых, там просматривается заданностъ и предопределенность конкретных действий. В футболе эти факторы отсутствуют, что в принципе меняет взгляд на подготовку.

В отличие от предыдущих годов обучения, главной целью подготовки становится выработка групповых и командных принципов развития мышления. Необходимо уточнить, что тактическая подготовка детей и подростков происходит постоянно и ежедневно, но целенаправленно, с четко поставленными задачами она начинается в группе совершенствования. На этом этапе именно мышление станет центральной стратегией достижения успеха. Футбол становится все более быстрее и сложнее. И только в творчестве и развитии игровых идей мы найдем верный путь к росту игрока. Вначале необходимо привести в соответствие с групповыми принципами игровые установки самих футболистов, потому что каждый их них играет согласно своему пониманию игры. Далее - определить командное мышление, то есть попытаться привести всех игроков к общему пониманию цели игры: как они представляют себе цели и задачи командной игры, какие имеются расхождения в их реализации. И естественно, что это необходимо закрепить на фоне утомления, оставляя при этом ясное тактическое мышление.

Футбол - игра со сложными координационными двигательными приемами, где необходима соревновательная надежность и стабильность. Без этого невозможно исполнительское мастерство и скоростной темп мышления. Скорость плюс скорость - такова тенденция развития современного футбола. Скоростная выносливость футболиста должна быть выше необходимой соревновательной, таким образом, игрок будет более надежен в сложных игровых условиях и ситуациях. Если же игрок не в состоянии проделать достаточно огромный объем функциональной подготовки, то вся наша работа теряет смысл. Работа над тактикой возможна лишь при активном участии всех игроков. И именно в период совершенствования мы имеем наилучшие возможности для развития этих качеств.

Мы уже говорили о том, насколько важно иметь представление о подборе подготовительных упражнений при решении задач. Чтобы увидеть динамику развития процесса мышления, возьмем, к примеру, игру с ограниченным количеством касаний. Она отчетливо характеризует нынешний футбол: скорость ведения игры, видение поля, уровень скоростной техники и т. д. И самое главное, там тренируется рациональная футбольная техника - качество, необходимое при переходе на уровень мастерства. Это ли не базовая игра, на которой далее формируются все варианты усиления игры? На этом упражнении можно добиваться и формировать автоматизацию игровых технико-тактических действий. В тренировочных игровых условиях необходимо многие технические действия в игре (обработка мяча, передача, обманное движение и т. д.) привести из сознательного применения к подсознательному исполнению.

Здесь еще раз отметим, как прослеживается динамика развития навыка. Вначале мы добивались автоматизации выполнения приема, далее вводили сбивающие факторы и усложняли прием, а сейчас необходимо эти приемы адаптировать к игре, добиваясь автоматического выполнения в игровых условиях. Уточним, что это будет управляемая двухсторонняя игра, где происходит реализация технических навыков и психической подготовленности в игровых ситуациях.

Для повышения эффективности протекания подготовительного процесса нужно обеспечить поступление как можно большего количества информации. Постоянно меняющиеся задачи и их условия выполнения открывают неограниченные возможности выбора решений. То есть происходит стадия инкубации, или вынашивания, игровых решений, где материал обрабатывается на подсознательном уровне. А многообразие выполнения технико-тактических действий определяет мастерство и обеспечивает надежность в игре. Мы опять же приходим к необходимости поиска системы процессов обучения, обеспечивающей решение игровых задач. Постановка игры - это динамический процесс, который, как правило, не сопровождается какими-либо отчетливыми показателями. Здесь с полной уверенностью мы можем согласиться с утверждением: «Результат любой стратегии есть следствие одновременного действия факторов непосредственно не наблюдаемых».

В данной статье мне важно было показать динамику развития процесса совершенствования, а не конкретные примеры. Любая конкретная информация без обретенного опыта неконкретна. Она может отлично подойти одному тренеру, одной команде, а другой ею даже не воспользуется. В любом случае все советы будут бесполезны, если вы их не проверите и не скорректируете на практике. Учитывая важность и актуальность темы, хотелось бы подробно проследить и рассказать о принципах подбора упражнений и коснуться практических советов построения занятий. Однако это достаточно обширная тема, которая будет, видимо, рассмотрена в другом разделе.

Оплаченная реклама: